История платной эвакуацией транспортных средств начинается с декабря 2003 года, когда правительство РФ приняло закон о правилах задержания ТС, помещения его на стоянку и хранения. Согласно этому документу у водителя было три часа, в течение которых его машина могла стоять на штрафстоянке абсолютно бесплатно. Более того, документ устанавливал, что стоимость услуг эвакуации и последующей почасовой оплаты простоя машины на стоянке каждый регион РФ определяет самостоятельно.
Так, в столице стоимость перевозки ТС на стоянку и последующего хранения была привязана к затратам организации-перевозчика. Тогда стоимость составила 1806,2 руб. за саму эвакуацию и 52,7 руб. за каждый час хранения. Эти правила действовали весь 2004 год, но потом принудительное перемещение автомобилей было полностью остановлено. Причиной стали многочисленные жалобы автовладельцев на нарушения в работе эвакуационных служб.
Однако уже в ноябре 2005 года машины-эвакуаторы вернулись на улицы Москвы, и начали действовать следующие правила:
перемещение ТС и первый день хранения на спецстоянке сделали бесплатным;
плата за хранение автомобиля стала 40 руб. в час во вторые и третьи сутки и 80 руб. в последующие;
после полугода простоя автомобиль может быть утилизирован для компенсации расходов;
процедура эвакуации была полностью выведена из-под контроля ГИБДД и перешла в ведение «Городской службы перемещения транспортных средств» (инспектор лишь составлял протокол о задержании ТС и акт его передачи сотруднику ГСПТС)
Через 4 года правила оформили законодательно, и из них исключили необходимость оплаты услуг эвакуации и 1-го дня хранения ТС. В этом виде юридическая база просуществовала до апреля 2011 года.
Тогда описание процедуры принудительного перемещения машин прописали в статье 27.13 Кодекса об административных правонарушениях. Однако гарантии бесплатной эвакуации и первого дня хранения в КоАП не попали.
Также не попали и вопросы эвакуации ТС различных видов войск. Лишь в 2012 году правительство РФ приняло постановление, касавшееся войсковых машин.